0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автоматизация звука «Р»

Автоматизация звука «Р» в словах – это такой процесс, который позволяет выработать стойкий навык верного произношения звука в дальнейшем общении. Ведь мало просто поставить воспроизведение, нужно еще его хорошенько закрепить, потому что в памяти ребенка может оставаться привычка говорить неправильно.

При проведении занятий следует придерживаться следующих советов:

  • Приступать к закреплению необходимо только тогда, когда дети научатся произносить звуки должным образом, причем делают это всегда, при неоднократном повторении.
  • Перед занятиями важно подготовить мышцы речевого аппарата. Сделать это можно с помощью артикуляционной гимнастики.
  • Не стоит в одно время автоматизировать звуки, которые ребенок путает, к примеру, звуки «Р» и «Л».
  • Упражнения для автоматизации звука должны выполняться в такой последовательности, при которой занятия усложняются постепенно. Сначала делается простое упражнение, потом посложнее, затем еще труднее и так до самого сложного.
  • Необходимо обязательно заинтересовать ребенка. Для этого занятия можно проводить в виде игры.
  • Заниматься нужно регулярно, оптимальным вариантом будет одна тренировка продолжительностью в 20 минут каждый день.

Для автоматизации звука «Р» применяют упражнения в словах, предложениях и стихах, в которых эта буква встречается множество раз. При неправильном воспроизведении звука в текстах надо попросить ребенка повторить упражнение. При этом нужно обязательно хвалить его, говоря о том, что у него уже все получается и, если он и дальше будет так заниматься, то сможет выговорить букву без труда.

Нельзя ругать детей, если что-то не выходит. Ведь от привычки дефектного произношения, как и от любой другой, очень нелегко отвыкнуть. Поэтому им необходима поддержка родителей.

Если к 5-6 годам у ребенка не появился в речи звук «Р», родителям стоит задуматься о его постановке. С этой проблемой вы можете обратиться к логопеду, который обследует состояние артикуляционного аппарата ребенка, выявит причины нарушения произношения или отсутствия звука и , наконец, поставит ребенку правильный звук.

Но возможно проделать всю эту работу самостоятельно. Родителям следует знать, что перед тем как заняться непосредственно постановкой звука «р» необходимо провести некоторую подготовительную работу.

Подготовительная работа для постановки звука «р»

Во-первых, необходимо выяснить насколько хорошо развит у малыша фонематический слух, а именно различает ли он этот звук в словах. Сделать это просто. Поиграйте с ребенком в игру «Поймай звук». Так вы называете различные слова, а ребенок должен услышать и «поймать», хлопнув в ладоши, слова в которых есть твердый звук «р». Если ребенок не справляется или плохо справляется с этой задачей, поупражняйтесь с ним в развитии фонематического слуха, можно поиграть в игры на развитие фонематического слуха. Это очень важно. Состояние фонематического слуха влияет не только на постановку отдельных звуков, но и на дальнейшее обучение ребенка в школе.

Следующим шагом будет диагностика органов артикуляции ребенка. Проверьте, достаточно ли подвижны у ребенка язычок, губы, нижняя челюсть. Попросите малыша достать кончиком языка уголки губ, дотянуться до носа, сделать «блинчик», положив широкий язык на нижнюю губу; вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбке. Если ребенку с трудом даются эти упражнения, позанимайтесь с ним артикуляционной гимнастикой.

Читайте так же:
Мнение доктора Комаровского о золотистом стафилококке

Для формирования правильного произношения не менее важна и дыхательная гимнастика, а проводить ее можно ежедневно в форме игры.

Далее, выполняя с ребенком артикуляционную гимнастику, особое внимание уделите упражнениям для постановки звука «р»:

Лошадка скачет— цокать языком, сначала, присосав язычок к нёбу, резко оторвать его, получится цокающий звук.

Лошадка фыркает- набрать в легкие воздух, с силой выдувать его, так чтобы губы вибрировали

Комарик-открыть рот, губы растянуть в улыбке, поднять язычок за верхние зубы и произнести протяжно «зззз»

Барабан — улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «д-д-д». Язычок упирается в верхние зубы, рот открыт.

Постановка звука «р»

После того, как вы провели всю подготовительную работу переходим непосредственно к постановке звука «р». Существует несколько приемов:

1. Рот открыт, язык присосать к небу, не опуская языка, сильно подуть на него. Когда под воздействием струи воздуха язык отрывается от неба, получается короткая вибрация кончика языка. Поупражнявшись так, ребенок сможет вызывать звук самостоятельно, без механической поддержки.

2. Рот открыт, на выдохе быстро произносим «д-д-д-д», по типу автоматной очереди, при этом язык смыкается с деснами верхних резцов. Во время произнесения звука «д-д-д» сильно подуть на кончик языка, для того чтобы вызвать вибрацию.

3. Во время произнесения ребенком звука «д-д-д», вызовите вибрацию языка, проводя чистым пальцем под языком движения из стороны в сторону. В дальнейшем ребенок научится вызывать вибрацию самостоятельно, используя свой указательный палец.

А втоматизация звука «р»

Добившись постановки у ребенка звука «р», переходите к его автоматизации. Это длительный процесс, требующий терпения.

Автоматизацию звука «р» начинаем в слогах. Сначала в прямых слогах: «ра», «ро», «ру», «ры». Затем в словах, начинающихся на эти слоги, выделяя голосом звук «р»: «рама», «роза», «рука», «рыба».

Далее автоматизируем звук «р» между двумя гласными: «корова», арахис», «пароход».

Следующий этап-автоматизация звука в обратном слоге: «пар», «бор», «сыр», «мур».

Автоматизируем звук «р» в сочетании с другим согласным звуком: «дрова», «брод», «кран».

Автоматизация мягкого звука «р,»: «репка», «речка», «рис».

Последний этап-автоматизация звуков «р» и «р,» в фразовой речи. Если ребенок забывает или ленится правильно произносить звуки в речи, останавливайте его и просите произнести правильно.

Подготовка артикуляционного аппарата

На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.

Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:

  1. «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
  2. «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
  3. «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».
Читайте так же:
Диабетическая ретинопатия непролиферативная и пролиферативная

Артикуляционная гимнастика в простых упражнениях

Самая распространенная причина трудностей при постановке звука [Р] – малоподвижный артикуляционный аппарат, то есть слабость лицевых мышц и органов речи. Артикуляционная гимнастика – прекрасный способ преодолеть эти трудности. Рекомендуется заниматься ею с ребенком каждый день и использовать в качестве разминки перед занятиями по постановке звуков.

Артикуляционная гимнастика для звука [Р] – это по сути простое гримасничанье и кривлянье. Ребенку предстоит высовывать язык, корчить рожицы, издавать смешные звуки и прочее подобное. Превратить такую гимнастику в веселую, увлекательную игру не составит труда, любой ребенок очень быстро полюбит эти занятия.

ВАЖНО! Не пренебрегайте игровой составляющей занятия! Увлеченный и заинтересованный ребенок будет выполнять все упражнения активнее и старательнее, чем скучающий и недовольный.

Кисточка. Ребенок широко улыбается и приоткрывает рот. Затем, словно малярной кистью, начинает гладить небо от верхних зубов как можно глубже в горло. Повторить 10–15 раз.

Маятник. Улыбаясь, ребенок высовывает язык и водит им из стороны в сторону, от одного угла губ к другому. Повторить 10–15 раз.

Гармошка. Ребенок улыбается, приоткрывает рот и прижимает язык к верхнему небу. После чего открывает рот как можно шире, не отрывая язык от неба. Закрывает рот и открывает снова. Повторить 15–20 раз.

Зубная щетка. Ребенок улыбается, приоткрывает рот и проводит языком по верхним зубам с внутренней стороны слева направо, 10–15 раз. После чего ребенок упирается языком в каждый передний зуб поочередно, не меняя исходного положения.

Автоматизация звука Р

Упражнения для автоматизации звука Р: изолировано, в слогах, словах и предложениях.

Автоматизация звука Р, начинается с самых легких заданий для малыша.

1. Спой «песенку мотора».

Произнеси звук Р длительно на одном выдохе: р-р-р…

2. Повтори прямые слоги со звуком Р.

3. Повтори обратные слоги со звуком Р.

Ар — ор — ур — ыр — ир — ер — ёр — юр — яр

4. Повтори слоги, где звук Р находится между гласными.

Ара — аро — ару — ары ора — оро — ору — оры
ура — уро — уру — уры ыра — ыро — ыру — ыры

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

Тра — тро — тру — тры дра — дро — дру — дры
кра — кро — кру — кры гра — гро — гру — гры
пра — про — пру — пры здра — здро — здру — здры

Читайте так же:
Почему не хватает воздуха тяжело дышать и зевота?

6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

Атр — отр — утр — ытр арт — орт — урт — ырт
адр — одр — удр — ыдр арг — орг — ург — ырг
акр — окр — укр — ыкр арп — орп — урп — ырп
агр — огр — угр — ыгр арк — орк — урк — ырк
арг — орг — ург — ырг абр — обр — убр — ыбр
апр — опр — упр — ыпр арф — орф — урф — ырф

7. Повтори слова, где звук Р находится в начале слова.

Ра: радио, ракета, раковина, рама, радуга, рак, Рая, рана, работа; ракетка, ранец, раз, радость, рассказ, расческа, ромашка, рожок, розетка.

Ро: Рома, робот, рот, Родина; ровный, роза, роща, рожки, розовый.

Ру: рука, рукав, рубить, рубанок; рукавица, рубашка, Русь, ручка, русый, русский, ручей, ручной, румянец.

Ры: рыба, рыбак, рынок, рыть,’ рыбный, рысь, рыжик.

8. Повтори слова, где звук Р находится в середине слова.

Ра: ура, нора, гора, кора, буран, парад, Вера, Юра, Ира, пара, фара, барабан, баран, конура, гитара, пирамида, буратино; игра, муравей, баранка, детвора, играть, вёдра, пудра, дракон, выдра, квадрат, край, кран, крапива, град, грамм, грамота, фотография, гранат, брат, брать, браво, кобра, право, направо, трап, трава, тетрадь, трамвай, жара, гараж, жираф, карандаш, сарафан, эскадра, краска, красный, грач, зебра, швабра, праздник, астра, трасса, матрас, страус, страны, стража, завтрак, страница, быстрый; боровик, пароход, воробей, аромат, дрова, кровать, проход, пробег, дрозды, мудрость, бодрость, проказник, простыня.

Ар: парк, карп, марка, парта, бархат, Арбат, арба, карман, картон, гармонь, картина, фартук, карта, картина, бархан, арка, март, парк, баржа, артист, арбуз, картошка, старт, заварка.

Ро: урок, корона, макароны, перо, пирог, ворота, горох, дорога, ворона, корова, огород, народ, паром; коробка, ведро, воронка, творог, герой, ведро, тройка, тропка, метро, трое, трогать, крот, гром, громкий, грохот, брови, брод, бродит, провод, пробка, Фрося, сорока, мороз, мороженое, дрожжи, подрос, трос, матрос, крошки, грозы, грозный, брось, брошка, бронза, просо, пропуск, срочно.

Ор: горка, форма, корка, борт, корт, порт, торт, корм, орден, норка, спорт, шторм, морж, шорты, шторка.

Ру: кенгуру, беру; прутик, пруд, труба, труд, трудный, трудно, трубка, друг, подруга, круг, крупный, крупа, вокруг, крутой, кругом, фрукты, кукуруза, парус, Маруся, парусник, пружина, трус, петрушка, ватрушка, трубач, стружка, струны, струи, дружба, дружить, кружка, грузовик, груша, груз, грустить, брусья, брусника, брусок, брус, пружина, срубить.

Ур: Мурка, куртка, пурга, шкурка.

Ры: фары, комары, норы, куры, пары; актеры, ветры, театры, гетры, отрывать, кедры, кадры, бодрый, добрый, Крым, открыть, прыгать, заборы, пожары, боксеры, шахтеры, самовары, шоферы, шары, осётры, крыса, крыша, закрыть, брызги, брынза, прыжок, грызть, грызун.

Читайте так же:
Препараты для повышения иммунитета Разговор начистоту

Ыр: дырка, фыркать.

Ир: мирный, ширма, стирка, кирпич.

Ер: верх, верба, герб, верно, ферма, первый, верный, вернуть, терпеть, вертеть, серп, шерсть, термос, персик, червяк, перчатки, чердак, серпантин, сердце.

Ёр: тёрка, пятёрка, дёргать, ёрш, чёрный.

Юр: юрта, юркий.

Яр: яркий, доярка.

9. Повтори слова, где звук Р находится в конце слова.

Ар: комар, товар, пар, удар, вар, дар, пар, повар; сахар, загар, санитар, самовар, базар, пожар, жар.
Ор: топор, помидор, мухомор, хор, бор, мотор, двор, Егор; забор, светофор, спор, сор.
Ур: бур, тур; шнур, абажур.
Ыр: сыр.
Ир: пир, мир, тир, кефир; мундир, командир, пассажир, зефир.
Ер: катер, ветер, веер; офицер, вечер.
Ёр: ковёр; актёр, театр, педиатр, осмотр, бобр, тигр, кедр, костёр, боксёр, шахтёр, шофёр, министр, центр, осётр, зубр.

10. Повтори слова с двумя звуками Р.

Пробор, прорубь, мрамор, фарфор, аэродром, проверка, термометр, трактор, рупор, проворный, ярмарка, шаровары, маршрут, размер, раствор, кругозор, оркестр, раскрыть, простор, разговор, оркестр, транспорт, конструктор.

11. Повтори словосочетания.

Бархатная куртка рыбный пирог хитрая ворона, ровная тропинка крутая гора мокрая трава, крупная морковь трудный урок горная тропка, картонная коробка крытый рынок крупный град, разноцветные краски, розовый карандаш, кирпичная веранда, прозрачный шарфик, крупные горошины, чёрная смородина, огромный арбуз, игрушечный барабан, румяный пирожок, шерстяные рукавицы, правдивый рассказ, рыбные консервы.

12. Повтори предложения.

Три слова. Рая кормит рыб. Рома проходит направо. Ира работает продавцом.

Четыре слова. У барана крутые рога. Егор едет во двор. Рома красит раму краской. Жора рубит дрова топором. На небе разноцветная радуга. Юра продаёт огромные арбузы. Барабан и гитара — инструменты. У Веры бархатный сарафан. Корова Розочка ест травку. У Егора высокая температура. У Иры красивая брошка. Трубач трубит в трубу. Трамвай, метро, пароход — транспорт. Муравьи живут в муравейнике.

Пять слов. Юра громко барабанит в барабан. У вороны и ворона воронята. У рака норка в воде. Розы, ромашки и астры — цветы. Осётр, карп и ёрш — рыбы. Егор рвёт крупные красные помидоры. У Раи розы и ромашки. У Юры в ранце тетради. Воробей, ворона и сорока — птицы. Доярка Ирочка доит корову Розочку. У кота Матроскина корова Мурка. Сестра Ирочка играет с пирамидкой. Папин грузовик стоит в гараже. У нашей Мурки бархатная шкурка. Маруся стирает рубашку и фартук. Высокие (стройные) кедры растут у пруда. Рабочий грузит фрукты в грузовик.

13. Повтори предложения.

Шесть слов. Рома, Юра и Егор — мои друзья. Рая, Вера и Ира — мои подруги. Карпы живут в пруду за огородом.

Рыжики и боровики растут в бору. У рыбака Егорушки в ведёрке ерши. Ира раздаёт тетради, ручки и карандаши. У Маруси карандаши: красный и розовый. В этом году хороший урожай проса. Рая ест зефир и пьёт кефир. Морковь, помидоры, огурцы и горох — овощи.

Читайте так же:
Можно ли при эрозии заниматься сексом без презерватива?

Семь слов. У Ромы грузовик, там — груши и кукуруза. Рысь, тигр, зубр и выдра — дикие животные. Вера и Рома в бору собирают рыжики. На фотографии мои друзья: Вера и Рома. Персик — это фрукт, а брусника — это ягода.

Восемь слов. В огороде растут красные розы и розовые маки.

Девять слов. Жора и Рома — друзья, а Вера и Рая — подруги. На Роме рубашечка и шорты, а на Рае — сарафан. Ира хорошо играет на арфе, а Рома — на трубе.

Десять слов. У Раи в огороде растут: морковь, помидоры, огурцы, картофель, петрушка и горох.

14. Повтори пословицы и поговорки.

Хорошо того учить, кто хочет всё знать. Грамота — второй язык. Без труда, не вынуть и рыбку из пруда. Доброму везде добро. Рыбака сеть кормит. Здоровье дороже богатства. Новых друзей наживай, а старых не забывай. Раньше начнёшь, раньше и поспеешь. Если не видишь — зайди на гору, если не понимаешь — спроси у старшего. Не топор кормит, а работа. Не бойся работы, пусть она тебя боится. Рукам работа — душе праздник. Каков мастер, такова и работа. С терпеньем в работе не пропадёшь. Рано встанешь, раньше работу кончишь. К пирогам идут, а от работы бегут. С разговоров сыт не будешь.

15. Повтори и отгадай загадки.

Рук нет, а строить умеет. (Птица)
У пяти братьев — одна работа. (Пальцы)
Вся дорожка усыпана горошком. (Звёзды на небе)
На гору бегом, а с горы кувырком. (Заяц)
Сидит на крыше, всех выше. (Антенна)
Рук много, а нога одна. (Дерево)

(по книге Е. Н. Спивак, Автоматизация звука Р)

Автоматизация

Чтобы проделанные упражнения не оказались напрасно потраченным временем нужно знать, что делать после . Необходимо закрепить полученный результат довести до автоматизма произношение проблемного звука.

Сначала малышу предлагают озвучивать букву с помощью слогов (РАРАРА, РУРУРУ и т.д.). Потом просят повторять букву в словах на разных позициях. Наиболее подходят для такого типа упражнений чистоговорки в стихах и картинках.

В логопедической практике часто используют домашнюю тетрадь для закрепления произношения звуков. Она выполнена с учетом возраста ребенка и подходит для пользования специалистам и родителям. Тетрадь содержит более 20 различных методик выполнения заданий. Они разработаны воздействовать на память, внимание, мышление. С помощью домашней тетради формируется звуковое восприятие, логика, моторные навыки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector