Виды и способы коррекции дефектов речи у детей
Виды и способы коррекции дефектов речи у детей
Сегодня не так часто можно встретить родителей, у которых ребенок абсолютно здоров. К сожалению, современные реалии таковы. Те или иные нарушения встречаются у малышей все чаще. Одно из распространенных отклонений – различные речевые нарушения. Это не только мешает ребенку полноценно общаться с окружающими, но зачастую снижает успеваемость в школе. Поэтому исправление дефектов речи при их обнаружении – задача первостепенной важности.
Понятие коррекции речи. Причины возникновения отклонений
В логопедии коррекция – это комплекс методик, направленный на устранение речевых дефектов и механизмов, которые привели к развитию отклонения. Выделяют большое количество причин развития дефектов, которые классифицируются в следующие группы:
- послеродовые;
- осложнения во время родов;
- наследственные;
- врожденные.
Среди функциональных причин выделяют также психосоматические, эндокринные и экологические. К данной категории относятся патологии, вызванные нарушением органов, задействованных в речи. Логопедическая коррекция направлена на исправление всех вышеперечисленных дефектов при помощи различных методик и техник.
Причины возникновения речевых дефектов у детей
Существует много факторов способствующих возникновению речевых нарушений дошкольников и детей раннего возраста Вот основные из них:
- поражения ЦНС в перинатальном периоде;
- внутриутробная гипоксия;
- заболевания матери;
- осложнения в родовом периоде (кесарево сечение, обвитие пуповиной, стремительные или затяжные роды);
- заболевания детей на первом году жизни (вирусные, бактериальные, длительные болезни ЖКТ);
- плохая экологическая обстановка;
- социальные факторы (снижение языковой культуры общества, ограниченное общение с ребенком, дефекты речи родителей).
Весомое значение имеет выявление речевых аномалий в раннем детском возрасте. Это повышает вероятность быстрого излечения.
Виды дефектов речи
Нужно различать возможные возрастные речевые отклонения и патологические дефекты речи. Отклонения могут быть обусловлены индивидуальными особенностями и условиями внешней среды (диалектизмы, двуязычие). Патологические расстройства речи затрагивают такие ее составляющие:
- Грамматическую (правильность построения предложений).
- Фонематическую (различение смысла).
- Лексическую (словарный набор).
- Звуковую (правильность произношения).
Важно! Речевые отклонения могут исчезнуть самостоятельно, а дефекты требуют специальной коррекции
Есть множество логопедических классификаций данных нарушений для детей, наиболее часто встречаются:
- Дизартрия – неправильное произношение. Причиной заболевания является недостаточная связь аппарата речи с ЦНС. Это приводит к ограничению подвижности органов артикуляции и затрудненному произношению. Часто протекает со стертой клиникой и требует длительного лечения.
- Алалия – недоразвитие речи или ее отсутствие. Возникает из-за нарушения развития или поражения речевых областей левого полушария головного мозга. Требует применения ноотропных препаратов.
- Дислалия – расстройство речи при нормальной иннервации речевого аппарата и слуха. Дети пропускают звуки или заменяют их другими. Часто сопровождается изменениями в письменной речи.
- Фонетико-фонетическое недоразвитие – нарушение формирования произношения. Возникает из-за дефектов восприятия родного языка. Основное лекарство от которого – длительная логопедическая коррекция.
- Общее недоразвитие речи (ОНР) – комбинированные речевые расстройства. Нарушается формирование всех составляющих системы речи. Различают четыре уровня ОНР, из которых первый – самый тяжелый.
- Ринолалия – изменение тембра голоса и произношения (появляется носовой оттенок). Это нарушение возникает вследствие анатомо-физиологических нарушений аппарата речи. Есть открытая (воздух во время речи идет через нос) и закрытая (закрыт ход воздуха через нос) формы.
Чаще дефекты возникают у детей с нормальным слухом и интеллектом. Причиной нарушений голоса и речи у детей является микроорганическое поражение головного мозга.
Как заподозрить речевой дефект
Каждый ребенок к определенному возрасту должен уметь выполнять ряд действий. Если они не выполняются, то можно заподозрить функциональный или органический дефект.
Причины возникновения речевых дефектов у детей
Существует много факторов способствующих возникновению речевых нарушений дошкольников и детей раннего возраста Вот основные из них:
- поражения ЦНС в перинатальном периоде;
- внутриутробная гипоксия;
- заболевания матери;
- осложнения в родовом периоде (кесарево сечение, обвитие пуповиной, стремительные или затяжные роды);
- заболевания детей на первом году жизни (вирусные, бактериальные, длительные болезни ЖКТ);
- плохая экологическая обстановка;
- социальные факторы (снижение языковой культуры общества, ограниченное общение с ребенком, дефекты речи родителей).
Весомое значение имеет выявление речевых аномалий в раннем детском возрасте. Это повышает вероятность быстрого излечения.
Виды дефектов речи
Нужно различать возможные возрастные речевые отклонения и патологические дефекты речи. Отклонения могут быть обусловлены индивидуальными особенностями и условиями внешней среды (диалектизмы, двуязычие). Патологические расстройства речи затрагивают такие ее составляющие:
- Грамматическую (правильность построения предложений).
- Фонематическую (различение смысла).
- Лексическую (словарный набор).
- Звуковую (правильность произношения).
Важно! Речевые отклонения могут исчезнуть самостоятельно, а дефекты требуют специальной коррекции
Есть множество логопедических классификаций данных нарушений для детей, наиболее часто встречаются:
- Дизартрия – неправильное произношение. Причиной заболевания является недостаточная связь аппарата речи с ЦНС. Это приводит к ограничению подвижности органов артикуляции и затрудненному произношению. Часто протекает со стертой клиникой и требует длительного лечения.
- Алалия – недоразвитие речи или ее отсутствие. Возникает из-за нарушения развития или поражения речевых областей левого полушария головного мозга. Требует применения ноотропных препаратов.
- Дислалия – расстройство речи при нормальной иннервации речевого аппарата и слуха. Дети пропускают звуки или заменяют их другими. Часто сопровождается изменениями в письменной речи.
- Фонетико-фонетическое недоразвитие – нарушение формирования произношения. Возникает из-за дефектов восприятия родного языка. Основное лекарство от которого – длительная логопедическая коррекция.
- Общее недоразвитие речи (ОНР) – комбинированные речевые расстройства. Нарушается формирование всех составляющих системы речи. Различают четыре уровня ОНР, из которых первый – самый тяжелый.
- Ринолалия – изменение тембра голоса и произношения (появляется носовой оттенок). Это нарушение возникает вследствие анатомо-физиологических нарушений аппарата речи. Есть открытая (воздух во время речи идет через нос) и закрытая (закрыт ход воздуха через нос) формы.
Чаще дефекты возникают у детей с нормальным слухом и интеллектом. Причиной нарушений голоса и речи у детей является микроорганическое поражение головного мозга.
Как заподозрить речевой дефект
Каждый ребенок к определенному возрасту должен уметь выполнять ряд действий. Если они не выполняются, то можно заподозрить функциональный или органический дефект.
Какому специалисту надо показать ребенка, если родителей что-то настораживает в развитии речи?
Основной врач в этом случае — невролог. Можно обратиться и к педиатру, тот порекомендует невролога, логопеда, психиатра. Но у нас родители не очень любят обращаться к психиатрам.
Коррекция интонации и фонетической стороны речи
Коррекция интонации при дизартрии проводится по пяти направлениям:
- Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи;
- Знакомство с повествовательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
- Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
- Знакомство с восклицательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
- Дифференциация различных видов интонации.
Коррекция фонетической стороны речи при дизартрии осуществляется неврологом, педагогом-психологом и логопедом. Врач назначает медикаментозные средства, улучшающие работу нейронов головного мозга, массаж, лечебную физкультуру, физиотерапевтические процедуры, иглоукалывание.
Основным направлением психолого-педагогического воздействия является развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие, дифференцировку и зрительный гнозис, предотвращаются графические ошибки на письме. Реализуя это направление, развивается стереогноз. Кроме развития сенсорных функций, психолого-педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, графических навыков, конструктивного праксиса, мышления, памяти.
Третий блок – это логопедическая работа. Она проводится преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу планируют по следующим этапам:
- На подготовительном этапе проводят логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, применяют голосовые упражнения, направленные на вызывание более сильного голоса, на модуляции голоса по высоте и силе, нормализуют речевое дыхание, просодику и мелкую моторику рук;
- Второй этап логопедической работы заключается в выработке новых произносительных умений и навыков;
- Третий этап логопедической работы направлен на выработку коммуникативных умений и навыков;
- Четвёртый этап логопедической работы – предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии.
Для того чтобы ознакомиться с инновационными методами коррекции стёртой дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.