0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды и способы коррекции дефектов речи у детей

Виды и способы коррекции дефектов речи у детей

Сегодня не так часто можно встретить родителей, у которых ребенок абсолютно здоров. К сожалению, современные реалии таковы. Те или иные нарушения встречаются у малышей все чаще. Одно из распространенных отклонений – различные речевые нарушения. Это не только мешает ребенку полноценно общаться с окружающими, но зачастую снижает успеваемость в школе. Поэтому исправление дефектов речи при их обнаружении – задача первостепенной важности.

Понятие коррекции речи. Причины возникновения отклонений

В логопедии коррекция – это комплекс методик, направленный на устранение речевых дефектов и механизмов, которые привели к развитию отклонения. Выделяют большое количество причин развития дефектов, которые классифицируются в следующие группы:

  • послеродовые;
  • осложнения во время родов;
  • наследственные;
  • врожденные.

Среди функциональных причин выделяют также психосоматические, эндокринные и экологические. К данной категории относятся патологии, вызванные нарушением органов, задействованных в речи. Логопедическая коррекция направлена на исправление всех вышеперечисленных дефектов при помощи различных методик и техник.

Причины возникновения речевых дефектов у детей

Существует много факторов способствующих возникновению речевых нарушений дошкольников и детей раннего возраста Вот основные из них:

  • поражения ЦНС в перинатальном периоде;
  • внутриутробная гипоксия;
  • заболевания матери;
  • осложнения в родовом периоде (кесарево сечение, обвитие пуповиной, стремительные или затяжные роды);
  • заболевания детей на первом году жизни (вирусные, бактериальные, длительные болезни ЖКТ);
  • плохая экологическая обстановка;
  • социальные факторы (снижение языковой культуры общества, ограниченное общение с ребенком, дефекты речи родителей).

Весомое значение имеет выявление речевых аномалий в раннем детском возрасте. Это повышает вероятность быстрого излечения.

Виды дефектов речи

Нужно различать возможные возрастные речевые отклонения и патологические дефекты речи. Отклонения могут быть обусловлены индивидуальными особенностями и условиями внешней среды (диалектизмы, двуязычие). Патологические расстройства речи затрагивают такие ее составляющие:

  • Грамматическую (правильность построения предложений).
  • Фонематическую (различение смысла).
  • Лексическую (словарный набор).
  • Звуковую (правильность произношения).

Важно! Речевые отклонения могут исчезнуть самостоятельно, а дефекты требуют специальной коррекции

Есть множество логопедических классификаций данных нарушений для детей, наиболее часто встречаются:

  • Дизартрия – неправильное произношение. Причиной заболевания является недостаточная связь аппарата речи с ЦНС. Это приводит к ограничению подвижности органов артикуляции и затрудненному произношению. Часто протекает со стертой клиникой и требует длительного лечения.
  • Алалия – недоразвитие речи или ее отсутствие. Возникает из-за нарушения развития или поражения речевых областей левого полушария головного мозга. Требует применения ноотропных препаратов.
  • Дислалия – расстройство речи при нормальной иннервации речевого аппарата и слуха. Дети пропускают звуки или заменяют их другими. Часто сопровождается изменениями в письменной речи.
  • Фонетико-фонетическое недоразвитие – нарушение формирования произношения. Возникает из-за дефектов восприятия родного языка. Основное лекарство от которого – длительная логопедическая коррекция.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) – комбинированные речевые расстройства. Нарушается формирование всех составляющих системы речи. Различают четыре уровня ОНР, из которых первый – самый тяжелый.
  • Ринолалия – изменение тембра голоса и произношения (появляется носовой оттенок). Это нарушение возникает вследствие анатомо-физиологических нарушений аппарата речи. Есть открытая (воздух во время речи идет через нос) и закрытая (закрыт ход воздуха через нос) формы.
Читайте так же:
Стимуляция овуляции Как стимулировать овуляцию препаратами

Чаще дефекты возникают у детей с нормальным слухом и интеллектом. Причиной нарушений голоса и речи у детей является микроорганическое поражение головного мозга.

Как заподозрить речевой дефект

Каждый ребенок к определенному возрасту должен уметь выполнять ряд действий. Если они не выполняются, то можно заподозрить функциональный или органический дефект.

Причины возникновения речевых дефектов у детей

Существует много факторов способствующих возникновению речевых нарушений дошкольников и детей раннего возраста Вот основные из них:

  • поражения ЦНС в перинатальном периоде;
  • внутриутробная гипоксия;
  • заболевания матери;
  • осложнения в родовом периоде (кесарево сечение, обвитие пуповиной, стремительные или затяжные роды);
  • заболевания детей на первом году жизни (вирусные, бактериальные, длительные болезни ЖКТ);
  • плохая экологическая обстановка;
  • социальные факторы (снижение языковой культуры общества, ограниченное общение с ребенком, дефекты речи родителей).

Весомое значение имеет выявление речевых аномалий в раннем детском возрасте. Это повышает вероятность быстрого излечения.

Виды дефектов речи

Нужно различать возможные возрастные речевые отклонения и патологические дефекты речи. Отклонения могут быть обусловлены индивидуальными особенностями и условиями внешней среды (диалектизмы, двуязычие). Патологические расстройства речи затрагивают такие ее составляющие:

  • Грамматическую (правильность построения предложений).
  • Фонематическую (различение смысла).
  • Лексическую (словарный набор).
  • Звуковую (правильность произношения).

Важно! Речевые отклонения могут исчезнуть самостоятельно, а дефекты требуют специальной коррекции

Есть множество логопедических классификаций данных нарушений для детей, наиболее часто встречаются:

  • Дизартрия – неправильное произношение. Причиной заболевания является недостаточная связь аппарата речи с ЦНС. Это приводит к ограничению подвижности органов артикуляции и затрудненному произношению. Часто протекает со стертой клиникой и требует длительного лечения.
  • Алалия – недоразвитие речи или ее отсутствие. Возникает из-за нарушения развития или поражения речевых областей левого полушария головного мозга. Требует применения ноотропных препаратов.
  • Дислалия – расстройство речи при нормальной иннервации речевого аппарата и слуха. Дети пропускают звуки или заменяют их другими. Часто сопровождается изменениями в письменной речи.
  • Фонетико-фонетическое недоразвитие – нарушение формирования произношения. Возникает из-за дефектов восприятия родного языка. Основное лекарство от которого – длительная логопедическая коррекция.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) – комбинированные речевые расстройства. Нарушается формирование всех составляющих системы речи. Различают четыре уровня ОНР, из которых первый – самый тяжелый.
  • Ринолалия – изменение тембра голоса и произношения (появляется носовой оттенок). Это нарушение возникает вследствие анатомо-физиологических нарушений аппарата речи. Есть открытая (воздух во время речи идет через нос) и закрытая (закрыт ход воздуха через нос) формы.
Читайте так же:
Дидактические пособия для формирования слоговой структуры слов

Чаще дефекты возникают у детей с нормальным слухом и интеллектом. Причиной нарушений голоса и речи у детей является микроорганическое поражение головного мозга.

Как заподозрить речевой дефект

Каждый ребенок к определенному возрасту должен уметь выполнять ряд действий. Если они не выполняются, то можно заподозрить функциональный или органический дефект.

Какому специалисту надо показать ребенка, если родителей что-то настораживает в развитии речи?

Основной врач в этом случае — невролог. Можно обратиться и к педиатру, тот порекомендует невролога, логопеда, психиатра. Но у нас родители не очень любят обращаться к психиатрам.

Коррекция интонации и фонетической стороны речи

Коррекция интонации при дизартрии проводится по пяти направлениям:

  • Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи;
  • Знакомство с повествовательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
  • Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
  • Знакомство с восклицательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения;
  • Дифференциация различных видов интонации.

Коррекция фонетической стороны речи при дизартрии осуществляется неврологом, педагогом-психологом и логопедом. Врач назначает медикаментозные средства, улучшающие работу нейронов головного мозга, массаж, лечебную физкультуру, физиотерапевтические процедуры, иглоукалывание.

Основным направлением психолого-педагогического воздействия является развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие, дифференцировку и зрительный гнозис, предотвращаются графические ошибки на письме. Реализуя это направление, развивается стереогноз. Кроме развития сенсорных функций, психолого-педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, графических навыков, конструктивного праксиса, мышления, памяти.

Третий блок – это логопедическая работа. Она проводится преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу планируют по следующим этапам:

  1. На подготовительном этапе проводят логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, применяют голосовые упражнения, направленные на вызывание более сильного голоса, на модуляции голоса по высоте и силе, нормализуют речевое дыхание, просодику и мелкую моторику рук;
  2. Второй этап логопедической работы заключается в выработке новых произносительных умений и навыков;
  3. Третий этап логопедической работы направлен на выработку коммуникативных умений и навыков;
  4. Четвёртый этап логопедической работы – предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии.
Читайте так же:
Крапива при месячных – особенности воздействия на организм

Для того чтобы ознакомиться с инновационными методами коррекции стёртой дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector